Или нужно было признать Радищева человеком даровитым и просвещенным, и тогда можно от него требовать того, чего требует Пушкин; или видеть в нем до конца слабоумного представителя полупросвещения, и тогда совершенно [неуместно замечать, что лучше бы ему вместо «брани указать на благо, которое верховная власть может сделать, представить правительству и умным помещикам способы к постепенному улучшению состояния крестьян, потолковать о правилах, коими должен руководствоваться законодатель, дабы, с одной стороны, сословие писателей не было притеснено, и мысль, священный
дар божий, не была рабой и жертвой бессмысленной и своенравной управы, а с другой — чтоб писатель не употреблял сего божественного орудия к достижению цели низкой или преступной»].
Неточные совпадения
— Я не могу здесь больше оставаться: мне смерть глядеть на этот беспорядок и запустенье! Вы теперь можете с ним покончить и без меня. Отберите у этого дурака поскорее сокровище. Он только бесчестит
Божий дар!
Он почитал за грех продавать хлеб —
Божий дар, и в 40-м году, во время общего голода и страшной дороговизны, роздал окрестным помещикам и мужикам весь свой запас; они ему на следующий год с благодарностью взнесли свой долг натурой.
— А бог-то? Не потерпит батюшко нашего зверства…
Божий дар травим да беса тешим.
— Да я не о том, немецкая душа: дело-то ваше неправильное… да.
Божий дар будете переводить да черта тешить. Мы-то с молитвой, а вам наплевать… тьфу!..
— Скотину, слышь, рожью-то кормят, бабоньки!
Божий дар, а они его скотине травят… Урождай у них страшенные.
— Грешно
божий дар сорить, — строго проговорила Катря, указывая на разбросанные по скатерти крошки хлеба.
По году весточки ждешь,
Видишь, как тратятся силы —
Лучшие
Божьи дары,
Близким копаешь могилы,
Ждешь и своей до поры…
Во-первых, всех горничных непременно перепортит, и не то чтоб лаской или резонным усовещиваньем, а все арапником да нагайкой; во-вторых,
божьего дара не столько припьет-приест, сколько озорством разбросает; в-третьих, изо всего дома словно конюшню сделает.
Тут нужен воистину
божий дар и вдохновение свыше.
— Спирт-то, божий-то
дар, жгут! — произнес укоризненно-комическим голосом Иван Дорофеич.
Платя дань веку, вы видели в Грозном проявление
божьего гнева и сносили его терпеливо; но вы шли прямою дорогой, не бояся ни опалы, ни смерти; и жизнь ваша не прошла
даром, ибо ничто на свете не пропадает, и каждое дело, и каждое слово, и каждая мысль вырастает, как древо; и многое доброе и злое, что как загадочное явление существует поныне в русской жизни, таит свои корни в глубоких и темных недрах минувшего.
— Можно, мой друг, можно и в одолжение ржицы дать, — наконец говорит он, — да, признаться сказать, и нет у меня продажной ржи: терпеть не могу
Божьим даром торговать!
Не люблю я с
Божьим даром небрежно обращаться.
— Блуждает разум человечь в дебрях вымыслов своих, подобно лютому волку блуждает он, диаволу подчиненный, истязуя душеньку человечью,
божий дар!
— Не успели сделать! — злобно переговорил господин Бахчеев. — Чего она не успеет наделать,
даром что тихонькая! «Тихонькая, говорят, тихонькая!» — прибавил он тоненьким голоском, как будто кого-то передразнивая. — «Испытала несчастья». Вот она нам теперь пятки и показала, несчастная-то! Вот и гоняйся за ней по большим дорогам, высуня язык ни свет ни заря! Помолиться человеку не дадут для
Божьего праздника. Тьфу!
Они зашевелились не
даром: в скором времени Софья Николавна сама уведомила свекра, что надеется на милость
божью — на рождение ему внука, во утешение его старости.
Бабушке даже было неприятно, что в людях во всех, по дворне и по деревням, через это молоко разговор пошел: что как ей это не грех
божий дар поганить, который бы детям в пищу пошел.
–… так что вы, Алексей Иванович, даже и вообразить не можете нашей радости при этом
даре господнем-с! Для меня она все составила своим появлением, так что если б и исчезло по воле
божьей мое тихое счастье, — так вот, думаю, останется мне Лиза; вот что по крайней мере я твердо знал-с!
Ругают вас и Минина Кузьму.
Ограбили народ, наговорили
С три короба: «Идем на
Божье дело!» —
А полгода гуляли в Ярославле
И тратили добро мирское
даром.
Мужей бросают, сволочи,
даром что в церкви
божьей присягали на верность… Хуже кошек они, эти бабы! Кошка хоть к хате своей призвычайна, а баба ни к чему не привыкнет. Разве ей дети нужны? Муж нужен? Страм ей нужен… Тьфу! — Александр с омерзением плюнул на землю. — Вот что ей нужно!..
Но лучше царских всех
даровБыл
божий дар — младая дочь...
Был этот раб
божий Иван в свое время молод, а теперь достигал почтенной старости, но хлеба
даром, лежа на печи, не кушал, а служил лоцманом при Толмачевских порогах, на куриной переправе.
— Пустое городишь, Патап Максимыч, — сказал паломник. — Мало ль чего народ ни врет? За ветром в поле не угоняешься, так и людских речей не переслушаешь. Да хоть бы то и правда была, разве нам след за клады приниматься. Тут враг рода человеческого действует, сам треклятый сатана… Душу свою, что ли, губить! Клады — приманка диавольская; золотая россыпь —
Божий дар.
— А то как же? — ответила знахарка. — Без креста, без молитвы ступить нельзя!.. Когда травы сбираешь, корни копаешь — от Господа
дары принимаешь… Он сам тут невидимо перед тобой стоит и ангелам велит помогать тебе… Велика тайна в том деле, красавица!.. Тут не суетное и ложное — доброе, полезное творится, — Богу во славу,
Божьему народу во здравие, от лютых скорбей во спасение.
Но она допускается в него по неизреченному снисхождению любви
Божьей, и благодаря тому она открывает тайны Божества и Его глубины и радуется, «играет» этими
дарами пред лицом Божиим.
Это есть призвание — в индивидуально-неповторимой форме дать ответ на
Божий призыв и творчески использовать свои
дары.
Свобода, ничем не детерминированная, дает ответ на
Божий зов к творческому деланию, но она дает этот ответ в соединении с
даром, с гением, полученным от Бога при творении, и с материалами, находящимися в сотворенном мире.
Человеческое вдохновение от Бога и от свободы, от
Божьей благодати,
Божьего дара и от изначальной, неизъяснимой, ничем не определяемой человеческой свободы.
Почему ж человеку и не потешиться
Божьими дарами без вреда себе и людям?
— Да! ты и я прекрасно начали свои подвиги, — прервал Антон иронически. — Ты, собираясь на создание чудного храма
божьей матери, обжигаешь кирпичи и растворяешь известь. А я хоть не оделен, подобно тебе,
дарами небесными, но, приехав сюда из такой дали, чтобы положить несколько лепт в сокровищницу наук, я лечу языки у попугаев и делаю шутовской смотр языкам придворных рабов. Начало не обещает многого.
Недельщики ищут или притворяются, что ищут, кто кричал об орлах, и не находят. (В этом виновата была власть Курицына, может быть, и
дары.) Судьи и свидетели побоища, сам дьяк в ужасе смотрят друг на друга, как бы спрашивая: откуда ж чудный голос, чудные вести об орлах? почему орлы смутили польщика? Тут что-нибудь неспусту; чародейство или насланье
божье!
Благодатная помощь
Божья в философском познании, без которой не может быть постигнута цельная и окончательная истина, не может быть методом философии — она может быть лишь
даром, посылаемым за творческий подвиг познания.